Какую трубу использовать для канавы при заезде на участок

При устройстве насыпи заезда на территорию участка укладывается труба в канаву для пропуска грунтовой и атмосферной воды. При выборе ее диаметра учитывают давление грунта, его характеристики, вес проезжающего транспорта. При нарушении правил выполнения работ проезжая часть может разрушиться и закрыть проход водяному потоку. Далее рассмотрим, как правильно выполнить этот процесс.

Зачем нужна укладка

Вдоль автомобильных дорог устраивают канавы для отвода осадков с проезжей части. Для проезда через нее на участок устраивают съезд, который перекрывает канаву и препятствует протеканию воды. Чтобы исключить проблему, в конструкцию съезда закладывают дренажную трубу, обеспечивающую движение водяного потока.переезд через канаву

Выбираем материал

На трубу, расположенную под проездом, действуют постоянные и переменные нагрузки. К постоянным относят вес грунта и асфальтового или бетонного покрытия. Величина достаточно большая, что требует высокой кольцевой жесткости. Основными материалами для изготовления служат:

  • металл;
  • бетон;
  • железобетон;
  • пластик.

На трубу в канаву на заезд оказывают негативное воздействие грунтовые, талые и дождевые воды, периодическое замерзание и размерзание почвы. Материал должен обладать стойкостью к образованию ржавчины и перепадам температуры.

Бетонные и железобетонные изделия

бетонная труба в канаве Бетонные трубы имеют высокую пропускную способность, стойкость к физическим нагрузкам, длительный срок эксплуатации, противостоят воздействию агрессивных жидкостей.

Железобетонные изделия усиливают каркасами или арматурой А-1 и А-III, имеют высокую несущую способность, по которой подразделяются на пять групп. Труба бетонная для канавы выбирается 1 группы. Она выдерживает над собой 2 м грунта, что допускает использование в центральных и других регионах России, где глубина зимнего промерзания почвы не превышает полутора метров.

Таблица 1. Железобетонные трубы.

Марка Диаметр, мм Длина, м Вес, т
ТБ 30.25-2 300 2,5 0,45
ТБ 40.25-2 400 2,5 0,61
ТБ 50.25-2 500 2,5 0,925
ТБ 40.55-2 400 5,5 1,20
ТБ 50.50-2 400 5,0 1,40
ТБ 50.55-3 500 5,5 1,45

Железобетонные изделия для дренажа должны иметь класс водонепроницаемости не более W6, водопоглащение не выше 6 % от веса, минимальный класс морозостойкости — F200.

При общепризнанных достоинствах железобетонных материалов имеются и недостатки: большой вес, что требует применения грузоподъемных механизмов, сложный монтаж, одному человеку выполнить его невозможно, постепенное разрушение стенок, особенно при нарушении процесса укладки.

Стальные изделия

Для дренажа используют толстостенные трубы, имеющие антикоррозийное покрытие. Это достаточно тяжелые изделия, их монтируют с использованием подъемников или кранов. Большой расход металла на изготовление увеличивает их стоимость. В таблице 2 приведены диаметры стальных труб для дренажной канавы.

Таблица 2.

Диаметр, мм Толщина стенки, мм
426 6
530 8
630 8
720 8

Применяются реже железобетонных аналогов. Не используются во влажном климате и заболоченной местности. Излишняя влажность приводит к появлению ржавчины и быстрому износу материала.

Пластиковые

Для укладки под въездом на территорию применяют пластиковые трубы с гофрированными стенками. Их пропускная способность достаточная для данного сооружения. Высокая химическая стойкость и кольцевая прочность, невосприимчивость к влаге, легкость и простата монтажа, делают изделия часто используемыми в строительстве.

Таблица 3. Трубы пластиковые под дорогу.

Диаметр, мм Класс жесткости Длина, м
340/300 SN4 6
340/300 SN8 6
460/400 SN6 6
460/400 SN8 6

Пластиковые трубы должны иметь не менее двух слоев, один из которых гофрированный. Гладкие пластиковые изделия нельзя укладывать в дренажную канаву.

Современные пластики для дренажа имеют следующие положительные характеристики:

  • устойчивость к внешним воздействиям;
  • гладкие стенки предотвращают скопление внутри налета, грязи, мелкого мусора;
  • материал не подвергается воздействию коррозии;
  • долговечность;
  • малый вес;
  • простой монтаж;
  • возможность укладки самостоятельно без использования грузоподъемной техники;
  • невосприимчивость к агрессивным средам.

При укладке пластиковых труб необходимо выполнить основание из песка с прокладками из геотекстиля, далее делают засыпку песком в смеси со щебнем.

Проектирование

Прежде чем начать устройство дренажа, разрабатываем схему укладки и определяем необходимые материалы. Эти работы регламентируются актами СНиП 2.04.03-85, СН 478-80, СП 40-102-2000. Труба под заезд должна иметь длину, соответствующую ширине проезда. Ширину выбирают для возможности движения грузового автомобиля – 4 м. Для обочины оставляют по 1 метру с каждой стороны. В итоге получаем 6 м. Проезжую часть делают прямой, без изгибов и поворотов.

Определяем профиль дренажной канавы. Он имеет вид трапеции, расположенной основанием вверх. Размеры сечения зависят от диаметра трубы. Дно должно быть плоским, иметь подушку из песчано-гравийной смеси толщиной 150-250 мм. Важно обеспечить одинаковый горизонтальный уровень на выходе трубы с двух сторон насыпи.

Между поверхностью проезжей части и верхней кромкой трубы толщина засыпки должна быть 0,7-1 м для защиты от транспортной нагрузки. Под проезд, шириной 6 м, укладывают семиметровую трубу, с каждой стороны насыпи делается выпуск по 0,5 м.

Диаметр дренажной трубы под дорогой определяется количеством ливневых стоков, которые отводятся по канаве. Для местного проезда выбирают диаметры 300-500 мм. Вода должна заполнять сечение не более четверти ее высоты, в противном случае во время весеннего таяния снега возможно переполнение дренажной канавы.

Материалы и техника для обустройства заезда

Для устройства покрытия проездной дороги на участок используется асфальтобетонная смесь и тротуарная плитка. Под ними располагают утрамбованный слой мелкого щебня.

Для доставки и укладки дренажной трубы необходим погрузчик, образование насыпи и планировка грунта производится грейдером или бульдозером. Для очистки дренажной канавы от засорения и выкапывания выемки на дне необходим экскаватор.

Небольшой въезд для легкового автомобиля, для которого используется гофрированная труба в канаву, можно выполнить самостоятельно с помощью простого инструмента:

  • для уплотнения грунта понадобится ручная механическая трамбовка;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • ведра;
  • корыто для замешивания бетонного раствора;
  • вибратор для уплотнения бетона при его укладке;
  • молоток.

схема установки трубы для проезда на участок

Перечислим материалы, которые потребуются для строительства и облагораживания заезда:

  • песок;
  • щебень мелкой и средней фракции;
  • геотекстиль;
  • бетон;
  • стержни арматурные, проволока для вязания;
  • для опалубки нужны доски и гвозди;
  • асфальтобетонная смесь;
  • плитка тротуарная;
  • сетка для защиты прохода трубы от мусора.

На обочине можно посеять газонную траву или посадить неприхотливые многолетние цветы. Откосы дренажной канавы укрепляют почвопокровными растениями или бетонируют.

Укладка дренажных труб самостоятельно

Технология укладки дренажной трубы на въезд на участок включает следующие этапы:

  • прокладка траншеи;
  • уплотнение дна;
  • устройство подушки песчаной;
  • насыпание щебня;
  • настилание геотекстиля (при использовании пластиковых труб);
  • размещение дренажной трубы;
  • засыпка гравием и щебнем;
  • устройство твердого дорожного полотна.

При прокладке траншей нужно учитывать, что нижняя стенка трубы на заезд должна находиться на одном уровне с дном дренажной канавы. Получение ровного горизонта возможно при заглублении траншеи на 150-200 мм, которое необходимо для устройства подушки из песка и щебня. Песок утрамбовывают, проливая водой. Длину траншеи делают больше ширины дороги на 50 см.

подъезд к участку своими руками

Если местный проезд будет использоваться для движения грузового транспорта, вместо щебня укладывают слой бетона толщиной 100-150 мм, армированного стальными стержнями. Такая конструкция обеспечит высокую несущую способность сооружению.

Уложенную на основание трубу засыпают щебнем средней фракции, толщина слоя 300 мм. Правильным решением будет настилание полотна из геотекстиля на утрамбованный щебень. Материал способствует распределению нагрузки от транспорта на всю площадь насыпи. По геотекстилю делают песчаную подсыпку, на которую укладывают асфальтовое покрытие и тротуарную плитку.

При прокладке труб малого диаметра, для защиты их от засорения, вход защищают металлической решеткой или сеткой. Размер ячеек составляет 15х15 мм. Для изделий с большим условным проходом в решетке нет необходимости.

Пример устройства профиля канавы

Рассмотрим, как уложить дренажную трубу при следующих исходных характеристиках:

  • глубина дренажной канавы 150 см;
  • почва суглинистая;
  • необходимый диаметр трубы 300 мм.

На дне канавы делаем углубление для устройства песчаной подушки. Глубина выемки 150 мм, ширина 800 мм. Песок утрамбовывается, на подушку укладываем трубы. Сверху насыпаем 300 мм песка, выполняя его послойное трамбование. Далее. 500 мм щебня, смесь средней и мелкой фракции. Этот слой необходимо укрыть геотекстилем, чтобы исключить перемешивания щебня с верхней песчаной засыпкой. Верхним слоем местного проезда через канаву будет твердое асфальтное покрытие.

Защита насыпи от размывания

Для защиты насыпи от размывания выполняют ее укрепление. Для этого возводят стену из камня, кирпича или бетона. Бетонные стены выполняют в опалубке. Толщина стенки соответствует 250 мм. Основание уплотняют щебнем. В опалубку заливается бетон класса В30. Бетонное ограждение должно быть выше твердого покрытия дороги на 100-200 мм. Защитное ограждение делают длиннее проезда. Для этого в стенке дренажной канавы выполняют зарезы, глубиной 500 мм в начале и в конце насыпи.защита насыпи от вымывания

Ошибки при укладке дренажной трубы

При укладке трубы под проезд возникают следующие ошибки:

  1. Предварительно не прочищена канава от наносов земли и мусора.
  2. Не выполнена или недостаточно утрамбована песчаная подушка под основание.
  3. Недостаточный слой щебня и песка при обратной засыпке трубы, что вызывает провала при проезде тяжелого транспорта и разрушение стенок трубы.
  4. Отсутствие защитной стенки по краям насыпи. Это способствует ее разрушению, осыпанию откоса.
  5. Неправильно выбрана ширина насыпи для проезда через канаву, отсутствие обочины.
  6. Не укреплены откосы канавы.
  7. Неправильно выбран диаметр трубы. В случае укладки изделия малого размера, вода не сможет полностью проходить через насыпь, и будет заливать дорогу.

Диаметр дренажной трубы определяют в зависимости от максимального объема воды, протекающей по канаве во время таяния снега. Это информацию можно получить из СНиП для каждого климатического района. Для въезда на загородный участок достаточно диаметра 300-500 мм. Его увеличивают при нахождении участка в конце водоотводной системы поселка.

Если дренажная канава при въезде на подворье имеет небольшую глубину, не планируется проезд тяжелого транспорта, вместо трубы можно использовать железобетонные водоотводные лотки необходимой глубины. Поверх лотков укладывают чугунную решетку, которая также послужит элементом ландшафтного декорирования.

Видео о том как сделать заезд на участок через канаву из пластиковой трубы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector